С начала 1990-х гг. в Магнитогорске появились предпосылки для развития одного из важнейших элементов структуры музыкальной жизни – музыкальной науки. Процесс ее становления осуществлялся в два этапа. На первом – привлекались ученые других вузов для создания собственного научного потенциала. В связи с этим на постоянную работу были приглашены деятели разных отраслей науки, среди которых доктор искусствоведения, профессор М.М. Берлянчик, доктор технических наук, профессор Г.С. Гун, кандидат педагогических наук Т.А. Завершинская, кандидат психологических наук Л.В. Баланчивадзе, кандидат педагогических наук Н.К. Беляева, кандидаты искусствоведения А.А. Глазунов и Г.Ф. Глазунова, позднее – доктор искусствоведения, профессор С.А. Закржевская, кандидат искусствоведения Н.В. Чахвадзе, кандидат биологических наук О.М. Базанова. Кроме того, целый ряд российских ученых: доктор искусствоведения, профессор В.Ю. Григорьев, доктор искусствоведения, профессор Е.Б. Долинская, доктор педагогических наук Г.М. Цыпин, доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Арчажникова, доктор искусствоведения, профессор Е.Г. Сорокина, доктор искусствоведения, профессор В.П. Костарев, доктор философских наук Ю.У. Фохт-Бабушкин и другие – принимали непосредственное участие в организации научной работы магнитогорских музыкантов, отборе и систематизации научных разработок, формировании научных направлений.
Второй этап базируется на интенсивном внедрении музыкальной науки в музыкальную педагогическую и исполнительскую среду и подготовке собственных кадров для научной деятельности. Этот процесс особенно активизировался во второй половине 1990-х гг. благодаря открытию аспирантуры МаГК.
Анализ научно-музыкальной жизни позволяет констатировать наличие нескольких исследовательских направлений в деятельности магнитогорских ученых. Одно из них связано с освоением проблем теоретического и исторического музыкознания. Это научные работы кандидатов искусствоведения О.А. Урванцевой, Н.И. Лазаревой, Н.В. Скрипниченко, Л.А. Куприяновой, И.Л. Пивоваровой, М.А. Сидоровой, И.Ю. Неясовой, доктора искусствоведения С.А. Закржевской и других преподавателей МаГК, затрагивающие те или иные аспекты эволюции музыкального мышления. Второе направление посвящено вопросам исполнительства и музы-кальной педагогики. Исследовательская деятельность доктора искусствоведения профессора М.М. Берлянчика, кандидатов искусствоведения А.А. Глазунова, Г.Ф. Глазуновой, Тхань Буй Конга, В.С. Васькевича, Н.Н. Горошко, В.П. Длуговольского, С.И. Мирошниченко, О.М. Плотниковой, О.А. Якуповой, Н.И. Ефремовой, профессора В.З. Чахвадзе, кандидатов педагогических наук Л.В. Лахмостовой, Ю.Г. Писаренко представляют данную проблематику в самом широком ракурсе - от процесса интерпретации музыкальных произведений до разработки теоретических основ исполнительского искусства.
Круг исследовательских интересов третьего направления находится на стыке с другими отраслями научного знания и связан с проблемами функционирования музыкального искусства в обществе. Назовем фундаментальные труды И.Ф. Галигузова «Культура народов Южного Урала: традиции, быт, образ жизни», Е.В.Черновой «Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 1980-90-е гг. (к проблеме функционирования музыкального искусства)», Ф.А. Каминского «Казачество Южного Урала и Западной Сибири в первой четверти ХХ века».
Среди исследований этого направления отметим такие, как «Музыкальная коммуникация», «Теоретические проблемы музыкальной коммуникации» А.Н. Якупова, «Художественные интересы молодежи Южного Урала» Г.Е. Гун, «Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов» И.Н. Разовской, где музыковедческие проблемы рассматриваются в контексте социологии, психологии, педагогики, культурологии и других отраслей знания. С 1999 г. в консерватории издается научный, методический и информационный журнал «Вестник МаГК». За эти годы в нем опубликованы статьи ведущих ученых Магнитогорской консерватории и других вузов России.
Магнитогорская консерватория является инициатором и организатором ежегодных форумов научных и исполнительских сил страны - Российских музыкально-педагогических ассамблей искусств, которые регулярно проводятся с 1995 г. В настоящее время к юбилею консерватории готовится научно-практическая конференция «Художественный образ в исполнительском искусстве». Наряду с выступлениями ученых консерватории, предлагается участие ведущих искусствоведов, музыкантов-исполнителей России и зарубежья.
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ
Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» действует в Магнитогорской государственной консерватории с 1997 г. Совет возглавили ректор консерватории доктор искусствоведения, профессор А.Н. Якупов (председатель) и проректор по научной работе доктор искусствоведения, профессор М.М. Берлянчик (заместитель председателя). У истоков его создания стояли известные музыканты – профессора Московской консерватории Е.Б. Долинская, В.Ю. Григорьев, Е.Г. Сорокина; Россиской академии музыки им. Гнесиных М.И. Ихманицкий, Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского В.П. Костарев. Ныне в составе совета продолжают работать профессора МаГК И.Ф. Галигузов, Г.Ф. Глазунова (ученый секретарь), С.А. Закржевская, Ю.Г. Писаренко, О.А. Урванцева; Уфимской академии искусств Л.Н. Шаймухометова, Челябинского государственного университета Н.В. Парфентьева.
Диссертационный совет, созданный в Магнитогорской консерватории, единственный на обширной территории Урала играет заметную роль в подготовке научно-педагогических кадров для музыкальных вузов региона, в активизации их научной деятельности. Сессии совета стали хорошей научной школой для многих преподавателей и студентов.
За годы работы совета успешно защищены 42 диссертации, среди которых 17 исследований преподавателей Магнитогорской консерватории, выполненных на кафедрах истории теории музыки, истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики, хорового дирижирования. География диссертаций из других городов и стран достаточно широка. Это - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Оренбург, Тольятти, Тюмень, Якутск, Сочи, а также Южная Корея, Великобритания, Вьетнам.
Тематика диссертационных работ находится в русле актуальных проблем современного отечественного музыкознания и музыкальной педагогики.
УЧЕНЫЙ СОВЕТ
В год образования консерватории начал свою деятельность ученый совет – коллегиальный выборный орган управления под председательством первого ректора заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора А.Н. Якупова. С 2000 года ученый совет возглавляет ректор консерватории заслуженный деятель искусств РФ, профессор МаГК Н.Н. Веремеенко. Ее заместителем является проректор по научной работе, кандидат искусствоведения, профессор А.А. Глазунов. Секретарь ученого совета – доцент МаГК Л.В. Огарева. В состав ученого совета входят: проректоры, деканы, заведующие кафедрами, ведущие педагоги, а также представители учредителя консерватории Главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области.
Ученый совет курирует научно-исследовательскую, методическую и концертную работу вуза, обсуждает вопросы деятельности кафедр, утверждает темы диссертаций, аттестует выпускников-аспирантов и т. д.
Важнейшими функциями ученого совета являются проведение конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, утверждение кандидатов на присвоение Министерством общего и профессионального образования РФ ученых званий доцента и профессора, представление преподавателей и сотрудников консерватории к присвоению почетных званий, награждению знаками отличий.
За время работы ученого совета ученое звание доцента получили 38 чел., профессора – 7 чел., почетные звания «Заслуженный работник культуры РФ» – 3 чел., «Заслуженный артист РФ» – 13 чел., «Заслуженный деятель искусств РФ» - 2 чел.
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ
С первых дней образования консерватории особое значение придавалось научно-иследовательской и методической работе кафедр, потребовавшей организации издательской деятельности. У истоков создания редакционно-издательского отдела стоял М.М. Берлянчик, доктор искусствоведения, профессор, в то время проректор по научной, методической и творческой работе. Его роль в организации редакционно-издательской деятельности консерватории невозможно переоценить. Крупный ученый в области музыкознания, автор и научный редактор многих изданий, М.М. Берлянчик всегда находится в центре музыкальной и научной жизни страны. Он организовал и возглавил коллектив единомышленников, преданных своему делу профессионалов, и с первого дня работа отдела была ориентирована на высокий научный уровень. Об этом свидетельствует тесное сотрудничество с известными учеными ведущих вузов страны (Московская консерватория, РАН им. Гнесиных, Российская академия образования, Московский институт музыки им. Шнитке, Российский институт искусствознания, Санкт-Петербургская, Уральская, Новосибирская консерватории).
Сотрудниками отдела были подготовлены к печати фундаментальные труды М.Е. Тараканова «Ранние оперы Прокофьева», А.Н. Якупова «Проблемы музыкальной коммуникации», В.Ю. Григорьева «Антонио Вивальди», «Исполнитель и эстрада», М.М. Берлянчика «Основы учения юного скрипача», Е.Б. Долинской «О русской музыке последней трети ХХ века», С.И. Мирошниченко «Хоровая культура Южного Урала», И.Ф. Галигузова «Станица Магнитная»; межвузовские сборники научных трудов «Вопросы подготовки музыканта-педагога» (сост. М. Берлянчик, А. Якупов), «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» (сост. Е. Долинская), «Актуальные вопросы музыкального исполнительства и педагогики» (сост. А. Глазунов), «Вопросы хорового творчества» (сост. С.И. Мирошниченко, Л.В. Огарева, И.Л. Пивоварова). В консерватории вышел в свет сборник тезисов Международной конференции «Многоуровневое музыкальное образование: структура, содержание, методы» (редколлегия: А. Глазунов, М. Берлянчик, Н. Веремеенко), где опубликованы материалы 70 авторов. Проблемы, обсуждаемые на страницах сборников, находятся на острие музыкальной науки. К юбилею консерватории выпущен монографический сборник «Притяжение Эйдинова» (сост. О.С. Эйдинова, С.И. Мирошниченко).
Наряду с научными изданиями выходят из печати и музыкальные сочинения преподавателей консерватории. Отдельное место занимает выпуск учебных пособий и сборников педагогического репертуара для различных инструментов.
В составе редакционно-издательского отдела работали и продолжают работать:
С.В. Абрамов – инженер-программист, специалист по дизайну и верстке, аспирант МаГК, работает с 1998 г.;
Д.Ю. Коновальчик – инженер-программист, специалист по дизайну и верстке. Работал в отделе с 1997 по 1998 гг.;
Ю.В. Меледина – литературный редактор, музыковед, филолог, работает в отделе с 1998 г.;
О.Б. Олевская – музыковед, заведовала Редакционно-издательским отделом с 1995 по 1996 гг.;
И.Л. Пивоварова - заведующая Редакционно-издательским отделом с 1995 по 1996 гг.;
И.В. Филиппова - научный редактор, музыковед, работает в отделе с 1995 г.;
Н.И. Данильченко - инженер, работает в отделе с 2000 г.
|